Статья 125. Лица, имеющие право на предъявление требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты

1. Право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют:
1) в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки - пассажир или управомоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта;
2) в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира - пассажир.

2. Право на предъявление претензии и иска к перевозчику имеют:
1) в случае утраты груза грузополучатель при предъявлении грузовой накладной, выданной перевозчиком грузоотправителю, с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза, а при невозможности предъявления такой накладной документа об оплате стоимости груза и справки перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза;
2) в случае недостачи или повреждения (порчи) груза грузополучатель при предъявлении грузовой накладной или коммерческого акта;
3) в случае просрочки доставки груза грузополучатель при предъявлении грузовой накладной;
4) в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) почты, а также просрочки ее доставки организация почтовой связи пункта назначения почты;
5) страховщик при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения.

Комментарий к статье 125 Воздушного Кодекса РФ

Право на предъявление перевозчику заявления в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки принадлежит пассажиру или управомоченному им лицу, в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки - принадлежит только пассажиру.

Право на предъявление вытекающих из перевозок грузов претензий и исков имеют: в случае утраты груза - грузополучатель при предъявлении грузовой накладной, выданной перевозчиком грузоотправителю, с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза, а при невозможности предъявления такой накладной - документа об оплате стоимости груза и справки перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии груза); в случае недостачи (порчи) груза - грузополучатель при предъявлении грузовой накладной или коммерческого акта; в случае просрочки доставки груза - грузополучатель при предъявлении грузовой накладной; в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) почты, а также просрочки ее доставки - организация почтовой связи пункта назначения почты.

Комментируемая статья предоставляет право на предъявление претензии и иска к перевозчику страховщику при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения.

Необходимо отметить, что страховщик имеет право на предъявление претензии к перевозчику в случае несохранности груза и в силу ст. 965 ГК РФ, согласно которой к страховщику переходят от страхователя после уплаты страхового возмещения права требования, которые страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Таким лицом нередко является перевозчик. Правило этой статьи позволяет заключить, что переданное страхователем страховщику право требования к третьим лицам включает и его право на предъявление претензии и иска к любому перевозчику без договора поручения или доверенности. К такому выводу пришел Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 25 января 2001 г. N 1 "О некоторых вопросах практики применения ТУЖД РФ" <109>.

--------------------------------
<109> Вестник ВАС РФ. 2001. N 4. С. 5.

Остались вопросы по ст 125 ВзК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 125 ВзК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.