Статья 52. Понятие авиационного персонала

1. К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации. (Абзац в редакции, введенной в действие с 29 октября 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 129-ФЗ.В целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения. (Абзац дополнительно включен с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 150-ФЗ)Абзац утратил силу с 29 октября 2012 года - Федеральный закон от 28 июля 2012 года N 129-ФЗ.Требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами.(Абзац дополнительно включен с 29 октября 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 129-ФЗ)
2. Авиационный персонал включает в себя авиационный персонал гражданской авиации, авиационный персонал государственной авиации и авиационный персонал экспериментальной авиации.

3. На должности специалистов авиационного персонала, осуществляющих деятельность по организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения, принимаются граждане Российской Федерации.На должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. (Пункт дополнительно включен с 4 апреля 2005 года Федеральным законом от 21 марта 2005 года N 20-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 253-ФЗ.

3.1. Лица из числа специалистов авиационного персонала проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.На должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, не прошедшие предварительного медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом из числа специалистов авиационного персонала может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке обязательный медицинский осмотр. (Пункт дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ)
4. На работу в службы авиационной безопасности не принимаются лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в специализированной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией; (Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ.

3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом "О полиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ;
5) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. (Подпункт дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ)(Пункт дополнительно включен с 4 апреля 2005 года Федеральным законом от 21 марта 2005 года N 20-ФЗ)

Комментарий к статье 52 Воздушного Кодекса РФ

Комментируемая статья устанавливает требования, предъявляемые к авиационному персоналу. Для более эффективного осуществления деятельности по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельности по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения персонал должен иметь высококлассную специальную подготовку и сертификат.

В соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 150-ФЗ "О внесении дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации" <74> статья 52 Воздушного кодекса РФ была дополнена новым абзацем, которым установлен запрет на забастовки или иное прекращение работы авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.

--------------------------------
<74> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3483.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" <75> в статье 17 определяет, что забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ст. ст. 3 - 8, 12 - 16 данного Федерального закона. В соответствии со статьей 55 Конституции РФ являются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц. Также являются незаконными забастовки работников Вооруженных Сил РФ, правоохранительных органов, органов федеральной службы безопасности, - если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства. Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент РФ и Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.

--------------------------------
<75> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4557.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации находится проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации". Необходимость внесения изменений обусловлена возникшим противоречием нормы Федерального закона от 08.07.1999 N 150-ФЗ, которым внесено дополнение в статью 52 Воздушного кодекса РФ, нормам ст. 413 действующего Трудового кодекса Российской Федерации. Этой статьей регламентируется порядок и случаи, когда забастовки являются незаконными и не допускаются, в частности предусмотрено, что в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (включая авиационный транспорт), забастовки являются незаконными и не допускаются, лишь в том случае, если проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Таким образом, исходя из положений ст. 413 ТК РФ, работники авиационного транспорта наделены правом на проведение забастовки, при отсутствии случаев, когда проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

В соответствии со статьей 412 ТК РФ, на период проведения забастовки на предприятиях авиационного транспорта, авиационный персонал должен соблюдать выполнение минимума необходимых работ (услуг): выполнение полетов и управление воздушным движением с целью обороны страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей, с целью обеспечения аварийно-спасательных, поисково-спасательных работ, по срочным санитарным заданиям и др. Статья 52 Воздушного кодекса РФ фактически запрещает авиационному персоналу, осуществляющему обслуживание (управление) воздушного движения, использовать право на забастовку (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций), а также любое иное прекращение работы. Хотя забастовка является законным способом разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, право на которую предусмотрено ст. 8 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. "Об экономических, социальных и культурных правах", ст. 37 Конституции РФ и главой 3 Федерального закона РФ N 175-ФЗ от 23 ноября 1995 г. (в редакции от 6 ноября 2001 г.) "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", данное право подлежит применению, когда трудовой спор не может быть разрешен другими способами.

Забастовка определена в ст. 2 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и в ст. 398 Трудового кодекса РФ как временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Выбор между полным или частичным отказом от работы может быть поставлен в зависимость не только от воли работников, но и от ситуаций, когда полный отказ от работы невозможен. Имеется в виду проведение забастовок в организациях, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества. К такой работе относится и организация (управление) воздушного движения.

Из характера функций по организации (управлению) воздушного движения можно предположить, что полный отказ авиадиспетчеров от работы недопустим. Забастовки в виде частичного прекращения работы на предприятиях по организации (управлению) воздушного движения не создают угрозы основам конституционного строя, обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Право работников авиационного транспорта на проведение забастовки с выполнением минимума необходимых работ (услуг) обеспечивает справедливый баланс интересов всех заинтересованных сторон.

В связи с несоответствием Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 150-ФЗ ст. 413 ТК Российской Федерации нарушается баланс интересов работников и работодателей, не реализуются принципы социального партнерства. Как следствие, в целях защиты своих прав, авиаработники вынуждены проводить акции протеста нелегитимного характера.

Вместо предусмотренной статьей 413 Трудового кодекса РФ цивилизованной процедуры разрешения коллективных трудовых споров, в результате которой право на забастовку может быть реализовано по истечении длительного периода переговорного процесса и примирительных процедур, прямой запрет на забастовку, введенный Федеральным законом N 150-ФЗ, приводит к тому, что работники отстаивают свои социально-трудовые интересы проведением голодовок и иных акций протеста. Акции протеста в виде голодовок уже через несколько дней реально создают проблемы в обеспечении безопасности полетов и останавливают работы по обслуживанию (управлению) воздушного движения полностью и на длительный период. При этом не выполняется и минимум необходимых работ (услуг) с целью обеспечения безопасности государства, жизни и здоровья людей. Подобные формы акций протеста не могут быть урегулированы государством.

Приведение норм Воздушного кодекса РФ в соответствие с Трудовым кодексом РФ, в части порядка разрешения коллективных трудовых споров, позволит избежать необходимость проведения работниками по обслуживанию воздушного движения акций протеста, не урегулированных законодательством.

Данная статья в соответствии с Федеральным законом от 21 марта 2005 г. N 20-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте" <76> дополнена новыми пунктами 3 и 4 в целях создания правовых и организационных основ для осуществления взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и служб авиационной безопасности по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах Российской Федерации.

--------------------------------
<76> СЗ РФ. 28.03.2005. N 13. Ст. 1078.

Целью правового регулирования отношений, возникающих при обеспечении авиационной безопасности, является защита жизни и здоровья авиапассажиров, объектов гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также предупреждение и пресечение незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ и иных опасных предметов. Действующая в настоящее время Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (далее - Федеральная система) разработана в соответствии с Руководством по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации.

События последних лет (ряд террористических актов, которые затронули многие страны мира, в том числе и Россию, образование новых очагов напряженности в связи с военными действиями в Ираке) показали особую уязвимость объектов транспортного комплекса (террористические акты в августе 2004 года, по маршрутам Москва - Сочи, Москва - Волгоград), что побудило правительства ведущих государств к разработке и принятию дополнительных мер по повышению безопасности транспортного комплекса. Одной из таких мер является привлечение в обязательном порядке к предполетному и послеполетному досмотру сотрудников органов внутренних дел.

Остались вопросы по ст 52 ВзК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 52 ВзК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.